(Голованицкий Иоанн; 1795, с. Староселье Киевской губ.- 28.06.1879, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), схиархим., настоятель Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, Петропавловского мон-ря Глуховского у. Черниговской губ. Род. в семье приходского священника, в 1806-1813 гг. обучался в КДА, затем был зачислен в нижегородское ополчение. Получив в марте 1815 г. отставку, он поступил в Киево-Печерскую лавру, проходил послушание в ключне, затем стал келейником наместника лавры архим. св. Антония (Смирницкого; впосл. епископ Воронежский). Через нек-рое время перешел сначала в Молченскую Сафрониеву, а в 1818 г.- в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь В 1820 г. Голованицкий был пострижен прп. Филаретом (Данилевским) в рясофор с именем Иоиль. Духовным наставником инока был схим. Пахомий (Сковородка), который до поступления в Глинскую пуст. подвизался в монастыре Хиландар на Афоне. После смерти старца Пахомия с 1821 г. И. стал обращаться за советами к игум. Филарету.
9 марта 1823 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем Иоанникий. Весной 1824 г. он был оклеветан и изгнан из обители, по просьбе братии в том же году был принят обратно, нес тяжелую епитимию; 12 нояб. 1824 г. рукоположен во диакона; 29 сент. 1826 г. был перемещен в Рыхловский Николаевский мон-рь, а ок. 1829 г.- в Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь Черниговской губ.
20 нояб. 1831 г. И. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Рыхловского Николаевского мон-ря Черниговской губ., 16 сент. 1832 г. утвержден в этой должности. Налаживал уставную жизнь обители, инициировал ремонт обветшавших построек. Для сбора пожертвований ездил в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, общался с ее наместником прп. Антонием (Медведевым), на обратном пути посетил Оптину пустынь О душеполезных беседах с иером. прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) И. рассказывал ученикам уже в глубокой старости. За благоустройство обители 12 нояб. 1833 г. награжден набедренником, 14 сент. 1835 г. возведен в сан игумена с возложением палицы. Указом Святейшего Синода 6 авг. 1840 г. И. был переведен настоятелем Петропавловского мон-ря Черниговской губ. с возведением в сан архимандрита. Братия Рыхловской обители настолько почитала И., что посещала его и в Петропавловском мон-ре, и в Глинской пуст.
Когда 31 марта 1841 г. скончался настоятель Глинской пуст. прп. Филарет, И., несмотря на весеннее половодье, отправился в путь для участия в погребении своего духовного наставника. По преданию, на одной из переправ был чудесным образом спасен от потопления. Несколько раз И. намеревался оставить настоятельскую должность в Петропавловском мон-ре и удалиться на покой. Однажды во сне увидел себя среди поля перед 3 дорогами: первая - к Рыхловскому мон-рю - шла по цветущему полю; вторая - к Петропавловскому мон-рю - была усеяна маленькими кочками и лужами; третья, самая узкая дорога - к Глинской пуст.- поросла колючим кустарником и тянулась по оврагам. Проснувшись, И. решил следовать «тесным путем» - поселиться в Глинской пуст. В нач. 1845 г. И. подал прошение Черниговскому архиерею об увольнении его от должности настоятеля с перемещением на покой в Глинскую пуст. Увольнение последовало 6 сент. 1845 г.
Обладая добрым и миролюбивым характером, И. советовал братии прощать согрешения друг другу. В первые годы жизни в Глинской пуст. порой терпел от них упреки и насмешки. «Приду, бывало,- рассказывал старец,- начну уговаривать их и просить примириться; вот тут-то мне и достанется. Откуда, говорят мне с насмешкой, явился такой миротворец?! Уходи отсюда! Какое тебе до нас дело?» В сент. 1849 г. И. подал прошение о разрешении совершить паломничество в Иерусалим, поскольку «во время постигшей продолжительной болезни дал обет поклониться Гробу Господню» (РГИА. Оп. 130. Д. 1158. Л. 1). Осенью 1850 г. вместе с группой паломников посетил Палестину и г. Миры Ликийские. Во время молебна у гроба особо чтимого им свт. Николая Чудотворца лампада, висевшая над гробницей, чудесным образом наклонилась и из нее на И. излилось масло. Свидетели этого события воскликнули: «Милость святитель изливает на архимандрита» (см.: Сказание о жизни. 1887. С. 46). Имел беседу с патриархом Иерусалимским Кириллом II, к-рый советовал И. ввести в рус. мон-рях единое келейное правило, сделав его обязательным для всей братии. На обратном пути из Палестины И. посетил Св. Гору Афон, некоторое время жил в одной из келлий, в нач. июля 1851 г. вернулся в Россию.
24 дек. 1858 г. в Глинской пуст. принял постриг в великую схиму с именем Илиодор. Восприемником при постриге избрал своего духовника иеросхим. Амфилохия (Скубырина). В 1863 г. по благословению настоятеля прп. Иннокентия (Степанова) И. вместе с келейником послушником Викентием поселился в 3 верстах к востоку от монастыря, рядом с р. Обестой (впоследствии здесь был основан Спасо-Илиодоровский (Дальний) скит Глинской пуст.). Отшельники вычитывали 9-й час, вечерню, повечерие, канон Божией Матери, молитвы на сон грядущим. Ночью служили утреню, в 10 ч. утра - 3-й и 6-й часы, обедницу. Между всеми службами исполнялось продолжительное келейное правило. После обедницы ок. 12 ч. они выпивали по чашке чая с ржаными сухарями, ок. 14 ч. вкушали картофель с конопляным маслом, ок. 18 ч.- вновь чай с ржаными сухарями. В воскресные дни употребляли немного молочной пищи. По воскресным дням и в великие праздники И. приходил на службу в обитель. Своему келейнику И. рассказывал, что когда в 1865 г. молился в мон-ре во время освящения вновь устроенного собора обители, то сподобился увидеть на солее храма Божию Матерь, окруженную «светом славы».
По окончании монастырских богослужений И. обычно беседовал в обители с насельниками, почитавшими его как старца. Призывал их отсекать своеволие, «покорять свою волю другому искусному, чтобы на себя не надеяться, а на молитвы другого и, смиряя себя, иметь сильное оружие против гордого врага», хранить «сердечную чистоту». Молодым послушникам не рекомендовал «до времени» самостоятельно читать Свящ. Писание, чем вызывал смущение у нек-рой части братии. Старец считал, что в Библии «много повествуется о некоторых плотских грехах, которые могут возбуждать воображение к страстным похотным пожеланиям и осквернять сердце» неокрепшего в аскетическом делании монаха. Молодым насельникам советовал читать творения св. отцов, разоблачающие «козни врага», разъясняющие «движение страстей, через которые он действует» (см.: Иоанн (Маслов). 2007. С. 272). Особо тяжким И. считал грех осуждения и «увлечения» чужими проступками.
И. общался с оптинскими подвижниками прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным), прп. Макарием (Ивановым), прп. Моисеем (Путиловым) и особенно близко - с прп. Амвросием (Гренковым), к-рого называл «святым мужем и делателем умной молитвы». Старец Амвросий писал своей духовной дочери: «Отец Илиодор посоветует тебе всегда полезное как опытный духовный муж». Прп. Амвросий многим советовал посетить Глинскую пуст., передавал с паломниками книги глинскому подвижнику. Духовное единение старцев раскрывается в совете прп. Амвросия сестрам севского во имя Святой Троицы монастыря: «К о. Илиодору в Глинскую пустынь можете писать и можете принимать его мнения и советы, остальных же, коих мнения все врозь… принимать нельзя» (см.: Там же. С. 277-278). Письма И. сохранились только в б-ке скита Оптиной пуст., что свидетельствует о благоговейном почитании в этой обители памяти глинского подвижника. Впервые письма И. инокиням севского во имя Св. Троицы мон-ря были обнаружены схиархим. Иоанном (Масловым) в архиве Оптиной пуст., находящемся в ОР РГБ. Схиархим. Иоанн, исследовав эпистолярное наследие старца, реконструировал учение И. о спасении в монографии (см.: Там же).
Осенью 1874 г. из-за болезни И. переселился в монастырь. Похоронен с левой стороны от входа в Успенскую ц. Глинской пуст. К июлю 2009 г. мощи И. находились в Никольском соборе пустыни в отдельной раке. 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. состоялись торжества прославления И. в лике святых.